Производство гибкой упаковки: развитие рынка в начале двадцатых годов XXI века

На сегодняшний день общее стремление всех новых технологий направлено, главным образом, на поднятие эффективности производства, увеличение процента автоматизации у различных предприятий и повышение многофункциональности — не обошла данная тенденция и производство упаковки.

Однако для данной промышленности прогресс коснулся даже материалов изготовления: более широкое применение получили экологичные пластмассы, появились новые решения по утилизации упаковки с истекшим сроком службы. Тренд использования экологичных материалов получил и дальнейшее свое развитие: всё чаще стали использоваться биоразлагаемые материалы — например, конопля или водоросли, а порою даже грибы.

Претерпевает прогрессивные изменения и само оборудование, с помощью которого происходит изготовление упаковки, — оно всё более насыщается элементами электроники и процессорной техники. Как результат, настройка оборудования, которая раньше производилась вручную, теперь осуществляется несколькими нажатиями кнопок на сенсорной панели. Такое совершенствование техники облегчает труд оператора, в некоторых случаях снижая чисто физическую его нагрузку. Также сооружаются роботизированные линии и участки, что вообще сводит на ней наличие оператора и при этом повышает скорость, а также производительность работы оборудования. Но, к сожалению, влияние всех этих тенденций пока что ведет к удорожанию упаковочной техники.

Увеличивается и многофункциональность упаковочного оборудования — к примеру, появляется возможность получения разных вариантов пакетов из одного устройства.

А вообще, согласно исследованиям агентства Allied Market Research, показывающего состав современного глобального рынка упаковочного оборудования и дающего прогноз его развития, характеризующие его базовые показатели следующие:

  • господство ниши расфасовочных машин, которые не должны утратить своих позиций в ближайшем времени;
  • лидерство производства упаковки для пищевой продукции;
  • заметное отставание по показателям фармацевтической промышленности и еще большее — остальных сфер (их доля не превышает и 5 % от общего рынка).

Чем же всё обернется, то есть во что упакуется и с каким успехом? Ожидается, что рост рынка тары будет продолжаться, что связано с улучшением демографии в мире (и, как следствие, — повышением спроса) — в особенности это справедливо для стран с прогрессирующей экономикой. И технологии создания гибкой упаковки успешно подстраиваются под эту тенденцию, чтобы соответствовать нуждам всё расширяющегося рынка. Так, мировое производство упаковки гибкого вида за период 10 лет в XXI веке увеличилось почти на 50 %, что связано с повышением универсальности такого типа тары и повышением удобства ее использования как для потребителей, так и для производителей, а также постоянным ростом городского населения. Разрабатываются и внедряются инновационные технологии, дающие возможность одновременно повысить эффективность упаковочных материалов и при этом сократить объемы используемого сырья, непрерывно повышая еще и экологичность материалов. Так что, в соответствии с данными от того же агентства, общая капитализация рынка упаковки до 2023 года должна увеличиться еще почти на 30 %. А самый активный рост прогнозируется в косметической сфере и в области оберточных машин.

Вообще, по оценкам экспертов, ежегодный рост рынка гибкой тары составит 3-4 %, а объемы импорта стабилизируются на отметке 300 тыс. тонн. И в целом ситуацию на рынке можно охарактеризовать как стабильную. А динамика рынка и тенденции мирового потребления будут способствовать дальнейшему росту предприятий, берущих на себя изготовление упаковки.