Упаковка будущего: основные направления в маркетинге
Современная упаковка лишь отражает мировые социальные тренды, но вот предугадывать дизайн или формы упаковки будущего весьма сложно. Хотя в последнее время эксперты стараются рассмотреть возможные маркетинговые направления, которые в будущем могут иметь место.
Что понятно и не подвергается сомнению — упаковка будет продолжать становиться еще более функциональной и удобной для потребителя. Функции, важные для потребителя, сохранятся и будут развиваться, уже сейчас постоянно разрабатываются технологии, способствующие более длительному хранению, быстрому охлаждению и подогреву продукции. Также даже ныне работы ведутся в отношении повышения порционности пищевой продукции: потребитель открывает упаковку, а в ней уже всё разделено на удобные для приема части. Еще одно жизнеспособное направление — съедобная упаковка (например — из водорослей, смеси овощей, кукурузного крахмала и т. п.), причем съедобная как для человека, так и домашних животных. И хотя в наши дни съедобная упаковка только активно разрабатывается, в ближайшем будущем она будет производиться для продажи.
Следующее интересное направление — это упаковка-тестер. То есть такая упаковка, которая бы могла не только сообщать о содержании в составе продукта белков, жиров и углеводов, но и тестировать организм на предмет полезности продукта в данное время. Потребитель сможет узнавать, как еда повлияет на уровень сахара или холестерина, на кислотный баланс и др. Только представьте: приходите вы с утра в магазин за пивом, а бутылка тестирует организм по вашей ладони, учитывает время суток и выдает: «Сейчас нельзя похмеляться, вчера вы употребляли водку, сегодня нужно воздержаться от приема алкоголя». И, как показывают разработки, подобные идеи — далеко не фантастика.
Другой вектор развития упаковки — интерактивность. Дело в том, что с помощью вездесущих смартфонов мы сможем считывать штрихкоды, а еще более вероятно — по чипам узнавать всю информацию о производителе, вплоть до конкретной партии и условий хранения. Ведь понятно, что такой объем информации ни за что не удалось бы поместить ни на одной упаковке. К тому же, данная информация актуальна и при необходимости у покупателя на руках есть все контакты для связи с производителем. Кроме того, на упаковку могут быть нанесены дополнительные элементы коммуникации — световые, ароматические и пр.
Следующее направление — экологически чистая упаковка. Большинство мировых производителей обеспокоены проблемой накопления мусора и его утилизации. Дружелюбная к природе упаковка должна иметь те же потребительские свойства, что и обычная, и в то же время быстро и бесследно уничтожаться, что не вполне достижимо. Возможно, в будущем вся упаковка будет повторно используемой или 100%-но разлагающейся в естественных условиях, но это только предположения.